Регистрация торговой марки

banner

Воу! Похоже, ты решил не просто заниматься торговым бизнесом, а продавать товары под собственным брендом. Это крутая идея – сильный узнаваемый бренд повысит лояльность клиентов и отделит тебя от других компаний. Но бренд – это одно дело, он больше про философию и позиционирование компании.

Читай дальше и узнаешь, что такое товарный знак и как самостоятельно его зарегистрировать через Роспатент.
Кстати, наши опытные наставники ждут тебя в клубе. Там ты сможешь задать все свои вопросы и получить секреты успешного ведения бизнеса.


Что такое торговая марка и для чего она нужна

В формальном государственном языке нет понятия бренд. Но есть такое понятие как товарный знак. Он находится под защитой Роспатента.

Почему это важно? Бренд – это про уникальность и узнаваемость.  Чем успешнее компания, тем чаще ее будут копировать и тем больше шанс, что аудитория начнет уменьшаться.

Если ты зарегистрировал торговую марку, ты сможешь контролировать эти процессы, ведь ты на государственном уровне присвоишь себе название, логотип и т.д. А без регистрации через Роспатент твоей маркой может пользоваться кто угодно и выдать ее за свою. Этого нам не нужно, согласись?

Итак, подчеркнем, что товарный знак – это обозначение, зарегистрированное через Роспатент за лицом, осуществляющим конкретную деятельность. Только это лицо имеет право на использование торговой марки.

Патент можно получить на название, изображение (логотип) и даже на звуковое сопровождение. А если есть все вместе, то это комбинированный товарный знак. Кстати, фирменное “пара-па-па-пам” из рекламы McDonalds – это часть торговой марки.

Теперь давай подробнее разберём всю процедуру – от подачи заявки до получения торговой марки. Это довольно незамысловатая процедура, и большую часть шагов ты без труда пройдешь самостоятельно.


Подготовка к регистрации торговой марки в Роспатенте

Итак, Роспатент – это ресурс с реестром и информацией по всем существующим товарным знакам в России. А еще здесь можно подать заявку на регистрацию своей интеллектуальной собственности.

Но перед отправкой заявки нужно соблюсти несколько пунктов:

  1. Четко определить, что именно ты будешь регистрировать как товарный знак.

    Российское законодательство предлагает шесть вариантов торговой марки:
    1. название;

    2. логотип;

    3. фирменный цвет;

    4. фирменный звук;

    5. слоган;

    6. форма упаковки.

  2. Выбирай что угодно, но подготовка требует времени.
    Например, если в товарном знаке у тебя присутствует логотип, то без дизайнера не обойтись. Это потребует вложений и времени. Иногда немало времени. Кстати, надо сказать, что в такого рода искусстве цена не всегда равно качество. Ты можешь заказать работу над логотипом на бирже фриланса и в крутом агентстве, а разница будет лишь в цене. Выбирай на свой вкус и кошелек, главное четко составь ТЗ для дизайнера.

  3. Когда определишься с выбором, перед подачей заявки проверь, не существует ли уже такой торговой марки. Сделать это можно в госреестре. Это нужно для того, чтобы удостовериться, что твой товарный знак не копирует существующий, иначе твою заявку не одобрят. А, еще момент. Если твою заявку отклонили, оплата пошлины к тебе не вернется. Так что лучше все хорошенько проверяй на берегу.

  4. Еще один важный шаг перед подачей заявки – определить, к какому классу  международной классификации услуг будет относиться твой товарный знак. Потому что патент распространяется только на конкретную сферу деятельности либо продукт. Выбрать можно любое количество из представленного списка, хоть все. Но делать так не стоит, потому что за неиспользование патент отберут.
    Так что четко определи, с каким видом товаров будешь работать и подавай заявку только на эти классы.

  5. Еще потребуется электронная цифровая подпись. Она у тебя уже есть, если ты предприниматель. А если еще нет, то оформи, это значительно облегчит тебе жизнь на этапе оформления множества документов.

Вот и всё. Ах да, уточню, что торговую марку ты сможешь зарегистрировать только при наличии ИП или статуса юрлица.

А теперь давай пробежимся по списку причин, почему заявку могут не одобрить.


Причины для отказа в регистрации торговой марки

Итак, Роспатент отклонит твою заявку, если:

  • название торговой марки являет собой бессмысленный набор букв и символов;

  • если логотип состоит из базовых фигур (например, просто треугольник или просто квадрат). Это универсальные обозначения и запатентовать их нельзя;

  • в качестве лого используется фотография или схема товара;

  • обозначение несет в себе недостоверную или заведомо ложную информацию (например, когда компания продаёт мясную продукцию под товарным знаком «Веган»);

  • содержит то, что запрещено законодательством: мат, порнографию, насилие и его пропаганду, обозначения наркотиков и т.д.

  • нарушение авторских прав;

  • использование действующей организации в качестве товарного знака. Проверить это можно на сайте ФНС. Введи в поиск своё название и увидишь, зарегистрирована такая компания или нет;

  • обозначение содержит официальные символы (герб или флаг, например). Они уже запатентованы государством.


Когда ты убедишься в том, что твой товарный знак соответствует необходимым требованиям и определишься с классом из международной классификации товаров и услуг, приступай к регистрации.


Регистрация торговой марки в Роспатенте

Подать заявку нужно через сайт Федерального института Промышленной Собственности.  Здесь тебе потребуется расширение КриптоПро для браузера и цифровая подпись.

Так, теперь заходи на сайт ФИПС, жми на «подать заявку» и выполняй следующие действия:

  1. Введи ЭЦП и личные данные. После этого внеси в заявку всю информацию по товару или услуге.

  2. Потом заполни поля «заявитель», «плательщик», «товары и услуги», выбери классы, на которые будет распространяться товарный знак.

  3. Сохрани заявку и оплати пошлину, которая складывается из:
    • 3500 руб (за регистрацию и формальную экспертизу) + 1000 руб за каждый класс товаров/услуг из МКТУ

    • 11 500 руб (за экспертизу обозначения, которое ты выбираешь как товарный знак, и принятие решения о регистрации) + 2500 руб за каждый класс из МКТУ

    • А еще на сайте ФИПС есть специальный калькулятор пошлин. С его помощью можно прикинуть, в какую сумму обойдется твой патент. Только не забудь поставить галочку «регистрация в электронной форме». Иначе сервис рассчитает тебе сумму при личном обращении в Роспатент. А это дороже, чем электронная подача заявки.

  4. Оплатить пошлину можно по этим реквизитам. Затем прикрепи квитанцию к заявке и завершай регистрацию.

Теперь ждем ответа Роспатента. Ожидание, надо сказать, может занять до 18 месяцев. Время уходит на проверку документов и экспертизу товарного знака.

Ура, заявку одобрили. Но это еще не все. И платить, кстати, тоже еще придется:

  • 16 000 руб + 1000 руб за каждый из классов МКТУ;

  • 2000 руб за выдачу свидетельства о регистрации товарного знака.


И только после этого ты сможешь по праву считать себя обладателем торговой марки.


Итоги и выводы

Тебе могло показаться, что регистрация товарного знака – путь долгий и затратный. Стоит ли заниматься этим – решать тебе.

Но помни, что незапатентованный товар может повлечь за собой проблемы на таможне, например, или маркетплейс не допустит товар к продаже. 

А еще имеет смысл подумать о регистрации торговой марки заранее и не ждать, пока ты раскачаешь свою компанию. Потому что регистрация может занять время более года. А за то время можно достичь неплохих высот в бизнесе. Если стараться =)

И напоследок несколько советов:

  • если боишься накосячить с регистрацией, можно обратиться к юристу, который сформирует заявку на товарный знак за тебя. Заплатишь ты такую услугу порядка 10000 рублей, зато будешь уверен, что заявка оформлена без ошибок.

  • дополнительные классы товаров и услуг можно добавить в патент позже, если они не будут заняты. Но рекомендуем указать всё в одной заявке, потому как за каждое добавление придётся платить пошлину целиком.
  • продлевать патент необходимо каждые 10 лет. А если товарный знак не используется в течение 3-х лет, то его могут отобрать.

  • товарный знак можно продать.

  • товарный знак действует только в стране, где получена регистрация. 


Еще больше узнаешь, когда придешь в наш клуб и пообщаешься с нашими наставниками, которые ведут для тебя этот блог.

Ну что, собираешься регистрировать свою марку? Пиши в комментарии. До скорого!

Вступайте в наш Telegram-канал!

👑 Станьте частью бизнес-элиты! Вступайте в наш Telegram-канал и получайте эксклюзивный контент, поддержку и возможности для роста вашего бизнеса. 💼

Перейти в бота
telegram